КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ КОНСТРУКЦИИ ВЕРТОЛЕТА

Транспортный вертолет Ми-4 включает в себя следующие основные элементы: фюзеляж с хвостовой и концевой балками, двигательную установку, несущий и хвостовой винты, трансмиссию, четырехколесное шасси, управление, аэронавигационное оборудование, радиооборудова­ние, электрооборудование и общее оборудование. На фиг. 6 показан общий вид вертолета в трех проекциях, а па фиг. 7 дана его компоновоч­ная схема.

ФЮЗЕЛЯЖ

Фюзеляж вертолета Ми-4 представляет собой клепаную цельноме­таллическую конструкцию обтекаемой формы, состоящую из шпангоутов, стрингеров и металлической обшивки разной толщины.

■Конструктивно фюзеляж разделяется на основную часть фюзеляжа, хвостовую и концевую балки.

В соответствии с этим, фюзеляж имеет два конструктивных разъема. Первый разъем расположен сзади грузовой кабины и представляет со­бой соединение последнего’ шпангоута (№ 20) основной части фюзеляжа со шпангоутом № 1 хвостовой балки. Второй разъем расположен рядом с промежуточным редуктором трансмиссии и представляет собой соеди­нение последнего шпангоута (№ 20) хвостовой балки со шпангоутом № 1 концевой балки.

К шпангоуту № 1 основной части фюзеляжа крепятся: рама двига­теля с передними стойками шасси, маслорадиаторы маслосистемы дви­гателя и главного — редуктора и др.

Основная часть фюзеляжа разделяется на следующие отсеки: грузо­вую кабину, гондолу, кабину летчиков, отсек главного редуктора, отсек топливного бака и отсек радиооборудования.

Грузовая кабина занимает весь нижний отсек основной части фюзе­ляжа объемом ■—■ 16 м3 и заканчивается сзади загрузочными створками, которые в закрытом состоянии образуют задний обвод основной части фюзеляжа. Загрузочные створки сделаны во всю ширину грузовой ка­бины, что позволяет грузить в кабину крупногабаритные грузы-, а также некоторые типы автомобилей и мотоциклов. На правом и левом бортах основной части фюзеляжа расположены круглые окна, по три с каждой стороны, застекленные блистерами. В центре каждого’ блистера имеется отверстие, закрытое резиновой заглушкой. С левой стороны грузовой ка­бины расположена входная дверь. Грузовая кабина имеет жесткий гру­зовой пол, позволяющий загружать вертолет сосредоточенными грузами в соответствии с требованиями центровки.

И

Гондола размещена ниже пола грузовой кабины, в ее передней части. В полу гондолы имеется аварийный люк. В задней части гондолы уста­новлены аккумуляторы и рамочная антенна радиокомпаса АРК-5.

Снаружи по обоим бортам основной части фюзеляжа на шпангоуте № 9 (силовом) расположены узлы крепления амортизационных стоек главного шасси.

Кабина летчиков (фиг. 8) расположена над грузовой кабиной в пе­редней части фюзеляжа. Кабина имеет остекление в передней, верхней и боковых частях, а также две сдвигающиеся назад по направляющим двери, остекление которых выполнено в виде блистеров. Диаграмма об-

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ КОНСТРУКЦИИ ВЕРТОЛЕТА

Фиг. 8. Общий вид кабины летчиков.

зора из кабины с места левого летчика дана на фиг. 9. В аварийном случае обе двери могут быть сброшены для облегчения покидания вер­толета обоими летчиками. У задней стенки кабины летчиков, справа по полету, имеется люк, сообщающий кабину летчиков с грузовой кабиной. Для удобства сообщения на борту грузовой кабины под люком установ­лена откидная лестница-стремянка. В кабине летчиков расположены два сиденья летчиков, ручки и педали двойного управления вертолетом.

Позади кабины летчиков расположен редукторный отсек, в котором на сварной редукторной раме установлен главный редуктор трансмиссии. Рама редуктора крепится четырьмя узлами к основной части фюзеляжа по шпангоутам № 6 и 9. В этом же отсеке установлены гидроусилители и другие агрегаты гидросистемы.

За редукторным отсеком размещен в специальном контейнере мяг­кий процентированный топливный бак. Доступ к топливному баку осу­ществляется через люк, расположенный над грузовыми створками. Через этот же люк осуществляется доступ к отсеку радиооборудования, распо­ложенному в конце основной части фюзеляжа, переходящей в хвостовую балку.

В отсеке радиооборудования размещены: с правой стороны — агрега­ты радиостанции РСИУ-3, радиовысотомера РВ-2 и кислородный баллон; с левой стороны — противопожарный баллон и баллон инертного газа. 12

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ КОНСТРУКЦИИ ВЕРТОЛЕТА

Кроме того, рядом с контейнером топливного бака установлены бачок б противообледенителыгой жидкостью емкостью 28 л и агрегаты противо — О’б л еде н и тел ьн о й ей ст емы.

Хвостовая балка, выполненная в виде усеченного конуса, служит (совместно с концевой балкой) для выноса хвостового винта на необхо­димое расстояние от центра тяжести вертолета, обеспечивающее момент, равный реактивному моменту несущего винта. Конструктивно хвостовая балка представляет собой дуралюминовую клепаную конструкцию с ра­ботающей обшивкой. На конце хвостовой балки расположены управляе­мый стабилизатор и хвостовая опора.

К хвостовой балке крепится концевая балка с обтекателем, причем ось концевой балки составляет с осью хвостовой балки угол 43°05′. В начале концевой балки на специальном фланце установлен промежу­точный редуктор. Концевая балка закапчивается фланцем, к которому крепится хвостовой редуктор трансмиссии.